Свяжитесь со мной для обратной связи или вопросов! Я отвечаю всем.

Принципы плохого дизайна ПО

- Введение -
- Выскакивающие штуки -
- Нет оффлайн помощи -
- Отсутствие настраиваемых сочетаний клавиш -
- Переполненные или пустые меню -
- Зависимость базовой функциональности от расширений -
- Долгий путь к юзабилити -
- Притворяется что знает, чего я хочу, лучше меня -
- Лишние функции -

Введение

Мы сталкиваемся с ними каждый день, но научились игнорировать или терпеть их - и все же они продолжают выскакивать как кроты, претендуя на звание нашего любимого ПО. Иногда мы не знаем как точно описать недостатки - просто интуитивно понимаем что здесь что-то не так. В этой статье я постараюсь более методично указать на многочисленные неудачные дизайнерские решения, популярные нарушения, а также программы которым удалось их избежать.

Выскакивающие штуки

Моя самая ненавистная проблема дизайна, и вероятно самая распространенная. Вот вы пытаетесь работать... и тут - бум! Диалоговое окно, оверлей, уведомление - называйте это как угодно - оно крадет ваше внимание, мешает сосредоточиться и приводит вас в бешенство. Популярный пример - Mozilla Firefox (будет моей любимой мишенью здесь ^_^). Конечно, он "приветствует" вас с помощью Firefox отправляет некоторые данные, когда вы открываете новую вкладку, но мы не будем обращать на это внимания. Что происходит когда вы пытаетесь ввести что-то в адресную строку?

Показывается вот это. Конечно, мы можем увидеть манипуляцию в улучшении вашего опыта, но здесь дело не в этом. Все это должно быть в настройках, и по умолчанию должно быть ВЫКЛЮЧЕНО. Ведь для этого и существуют меню настроек, верно? Я не хочу чтобы меня беспокоили во время поиска - просто дайте мне искать! А как насчет того, когда вы закрываете браузер с несколькими открытыми вкладками?



Не нужно объяснять... Я нажал на кнопку X, конечно я хочу закрыть эти чертовы вкладки. О чем думали ребята которые придумали это? Что люди не знают, что делает кнопка X ? Не смешите меня - все, от 3 до 103 лет в наши дни пользуются компьютером. Или может быть вы должны убедиться что несмотря на прокрутку до кнопки X они действительно хотели закрыть этот чертов браузер - тем самым относясь ко всем как к золотым рыбкам или умственно отсталым? Это, опять же, может быть перенесено в меню настроек - и по умолчанию НЕ ДОЛЖНО БЕСПОКОИТЬ МЕНЯ.

Другой, еще более худший пример - Chromium. При любом неправильном закрытии после запуска отображается следующее:

И это дерьмо будет оставаться там и занимать место, пока вы не закроете его или не решите восстановить страницы. Неужели они действительно не могли бы просто сделать маленькую кнопку (прямо например, там где находятся расширения - тогда все заметят), которая восстанавливала бы сайты, если кто-то захочет? Прямо сейчас это занимает 1/4 экрана по горизонтали, пока вы не отреагируете на нее. Могло ли быть более ужасное дизайнерское решение?

Вы думаете, что нишевые браузеры придумали более умный способ, но ничего подобного. Otter Browser, например, выбрасывает целое отдельное окно:

Которое позволяет вам выбрать как начать свою сессию. И вы ничего не сможете сделать, пока не разберетесь с этим.

Маленькие нарушители - qBittorrent, который напомнит вам, что вы несете ответственность за то чем делитесь, или что-то в этом роде. Вероятно, любая программа для работы с изображениями или текстом, в которых есть раздражающее сообщение хотите ли вы сохранить перед закрытием (нет, если я нажал на кнопку, я хочу закрыть - вот и все! Если вы так беспокоитесь о том, что люди случайно потеряют свою работу, включите функцию автосохранения - но не беспокойте меня всплывающими окнами!).

Так какие же программы делают это правильно? Ну, медиаплееры, просмотрщики PDF - просто потому, что там нет ничего что могло бы вас беспокоить. NetSurf браузер ничего не показал, когда я неправильно закрыл его и просто отобразил начальную страницу - правильное поведение - хотя в нем также должна быть опция, позволяющая восстановить вкладки (которая конечно не мешает). Золотой стандарт - иметь функциональность которая не раздражает.

Нет оффлайн помощи

Почему вы полагаете что у всех есть подключение к Интернету в любое время? Люди могут взять с собой ноутбук в место, где нет WiFi. Или их интернет-провайдер может просто не работать некоторое время. Или отключилось электричество, и они работают от батареи. Или они переехали, а в новом доме еще нет интернета. Независимо от причин, помощь все равно должна быть доступна в автономном режиме; если нет смысла подключаться к интернету - может быть не подключайтесь. Проще упомянуть ПО, которое не нарушает этот принцип - SpaceFM, Claws Mail и Geany - это все, что я нашел на данный момент.

Отсутствие настраиваемых сочетаний клавиш

Это должно быть непростительно в современную эпоху, и тем не менее, это не удается подавляющему большинству ПО. У вас могут быть некоторые основные сочетания клавиш, установленные по умолчанию (только для некоторых действий - тех, которые нужны по мнению разработчиков, остальные могут идти к черту), но вы не можете их изменить - или, что еще хуже, вам даже не говорят что это такое (Firefox и Chrome являются примерами последнего). Почему мы должны быть во власти разработчиков ? Мы должны иметь возможность управлять софтом так как мы хотим. Geany имеет отличный раздел Keybindings в настройках, почему другие не могут последовать его примеру? SpaceFM делает даже лучше - вы можете установить шорткат для каждого элемента на который можно нажать. Это золотой стандарт - но пока мы можем довольствоваться меню Keybindings в стиле Geany.

Файл, Просмотр, Редактирование, Инструменты, Помощь... звучит знакомо? Очевидно, нет, для некоторых "современных" программ, которые решили что могут сделать лучше. Как обычно, и Chrome, и Firefox являются главными нарушителями. Меню Chrome состоит из одной кнопки которая содержит настройки, которые, по мнению разработчиков, являются наиболее важными, в то время как всё остальное идет в отдельное меню Настройки где всё снова скомпоновано вместе. В Firefox всё еще хуже - меню состоит из нескольких больших кнопок.

Вырезание, сохранение, масштабирование - которые традиционно находятся в отдельном меню - вместо этого смешаны вместе.

Конечно, чтобы добиться этого, обоим браузерам пришлось максимально сократить количество доступных настроек (см. картинку выше) - остальное сбрасывается в about:config или в бездну. Для небраузерного примера - GNOME 3 также, очевидно страдает от этой проблемы (что породило MATE) - но я не много знаю об этом. Что не так с традиционным интерфейсом "метафора рабочего стола" ? Вот о чем разработчикам стоит подумать, прежде чем придумывать свои "улучшения". К счастью, подавляющее большинство программного обеспечения все еще имеет вменяемый пользовательский интерфейс.

Зависимость базовой функциональности от расширений

Когда вы устанавливаете программу, вы ожидаете что некоторые вещи будут присутствовать в ней по умолчанию - но в последнее время многие разработчики стали отказываться от этой модели. Конечно, наши "любимцы" Chrome и Firefox возглавляют стаю - с каждой новой версией всё больше и больше вещей удаляется, и вы вынуждены бродить по их, по общему признанию, огромным магазинам расширений, чтобы добавить их обратно. Так много, что первое, что должен сделать каждый после установки браузера, это добавление к нему кучи расширений. Блокировщики контента, редакторы стилей, назначители клавиш, переключатели прокси... все то, что должно быть там по умолчанию. Это действительно то направление в котором мы хотим двигаться? Это не означает, что расширения вообще плохи - но они должны расширять программное обеспечение, а не заменять его. Кто делает это правильно? SpaceFM например - все основное (и даже больше!), что вы ожидаете от файлового менеджера есть, и любой может предоставить и поделиться плагином с кастомной командой. SpaceFM снова сорвал джекпот - почему другие не могут последовать за ним?

Длинный путь к юзабилити

Вы запускаете программу и ожидаете, что сможете сразу же приступить к работе. Но не все из них позволяют это сделать. На самом деле, для некоторых из них существует довольно долгий путь, прежде чем вы сможете ее использовать, и это не всегда очевидно. Давайте посмотрим, что появляется когда мы запускаем GNU Image Manipulation Program:

Очень много ничего.

Хорошо, давайте создадим новый файл. Отлично! Теперь начнем рисовать... подождите, где моя кисть? Конечно, она спряталась в разделе "Инструменты". Подождите, я сделал ошибку - надо ее стереть! Так давайте найдем ластик... вот он. Теперь снова кисточка... к черту, это же так неудобно. Почему я не могу отобразить все инструменты на боковой панели? О, подождите... Windows > New Toolbox позволяет это сделать, но почему ее не было там по умолчанию? И как я мог узнать, что она находится в Windows, а не в Tools? Это так неинтуитивно. Ладно, давайте нарисуем что-нибудь карандашом и наш рисунок закончен. Хм, это довольно большой размер для карандаша... я хочу уменьшить размер. Конечно, опция для этого должна была появиться, как только я выберу карандаш... но её там нет. Где она прячется? В Windows > Dockable Dialogs > Tool Options. Попробуйте угадать это! Inkscape делает это правильно - в чем же оправдание GIMP ? Я сосредоточился на нем здесь, но это может относиться к любому ПО - даже к дистрибутивам Linux, которые требуют установки слишком большого количества дополнительных пакетов чтобы быть пригодными к использованию. Или медиаплеер, которому нужно возиться с кодеками и т.д.

Притворяется что знает, чего я хочу, лучше меня

Недавно моя система Linux выдала ошибку о файле .Xclients, так что я естественно пошел в DuckDuckGo, чтобы проверить в чем дело. И что же я увидел? Включая результаты для .clients. Отвали - я набрал .Xclients, потому что это было точно то что я хотел искать! Проверка орфографии - еще одна "функция", которая подходит под эту категорию - если я что-то неправильно написал, то это на моей совести - я всегда могу обратиться к словарю, если я не уверен. Чего я не хочу, так это назойливого зачеркивания - или, что еще хуже, автоматической модификации - которая, по иронии судьбы, часто оказывается неправильной (много ужасных историй о том, как смысл сообщений на форуме был полностью изменен благодаря проверке орфографии). Возможно, эти вещи не были бы так страшны, если бы они не были по умолчанию - но, к сожалению, обычно они таковы.

Лишние функции

Давайте сыграем в игру! Угадайте, какова основная цель этой программы? Это E-mail клиент! Но можно ли так говорить, если к нему добавлены все остальные "функции"? Я предлагаю называть его мерзостью. В любом случае, есть несколько причин, по которым программа не должна пытаться делать более чем одну работу - это загромождает пользовательский интерфейс, увеличивает время загрузки, повышает вероятность ошибок и проблем с безопасностью, а также просто запутывает и отвлекает пользователей. Эффективность также снижается, когда ваш почтовый клиент пытается выполнять работу программы чата, поскольку он не будет делать это так же хорошо, и вам в любом случае понадобится соответствующая программа. Но что, возможно, более важно, у нас уже есть лучший способ делать то, что делают эти мерзости - он называется оконный менеджер. Да, это та штука, которая позволяет вам запускать любую программу и переключаться между ними по желанию. Нужно отредактировать текст? Запустите Leafpad. Набрать несколько команд? Нажмите на значок xterm. Отправить мгновенное сообщение? Pidgin вам в помощь. Размещать в программе более одного типа функциональности - это бесполезное дублирование работы оконного менеджера. Это все равно что бросать еду, одежду и электронику в один контейнер, вместо того чтобы аккуратно разделить их. Это не имеет ничего общего с недавней ошибочной тенденции "минимализма" - когда вы намеренно заставляете свою программу делать как можно меньше. Наличие функций - это прекрасно, если только они все они относятся к поставленной задаче - так, почтовый клиент может иметь все функциональные возможности, необходимые для обработки почты, но должен избегать вторгаться на территорию веб-браузеров или чат-программ, как это делает Thunderbird. Другие примеры программ, страдающих от этой проблемы: systemd, SeaMonkey, FrostWire / Tixati, VLC (видео и музыка должны быть разделены!), и многие другие.

Вернуться на главную страницу

Translated by nullpointer

Principles of bad software design

We encounter them everyday, but have learned to ignore or tolerate them - yet they keep popping up like moles, claiming our favorite software. Sometimes we do not know how exactly to describe the flaws - just intuitively realize that something is wrong here. In this article I will try to more methodically point out the numerous bad design decisions, the popular offenders as well as programs who have managed to avoid them.

Stuff popping out

My most hated design issue, and probably the most common one. Here you're trying to work...and then boom! A dialog box, overlay, notification - call it anything you want - it steals your attention, ruins your focus, and sends you into rage. A popular example is Mozilla Firefox (will be my favorite target here ^_^). Of course it "greets" you with the 'Firefox will send some data' bullshit when you open the new tab, but we will skip that. What happens when you try to type something into the address bar?



This shows up. Of course we can see the manipulation in improve your experience, but that isn't the point here. This stuff should be in the settings, and the default should be NO. I mean, that's what the settings menus are for - right? I don't want to be bothered while searching - just let me search! How about when you close the browser with multiple tabs open?



No explanation should be required...I've clicked the X button, of course I want to close the damn tabs. What did the guys who came up with this think? That people don't know what the X button does, maybe? Don't make me laugh - everyone, from a 3 to 103 year old, has used a computer before these days. Or maybe that you've got to make sure that, despite scrolling all the way to the X button, they really wanted to close the damn browser - thus treating everyone like goldfish or the mentally disabled? This, again, could be dumped to the settings menu - and the default should be DON'T BOTHER ME.

Another, and worse, example is Chromium. Anytime it 'does not close correctly' it displays this upon startup:

.

And this crap will stay there and take up space until you close it or choose to restore pages. Could they really not simply have a small button, (right where the extensions are for example - that way everyone will notice) that would restore the sites if anyone wanted? Right now, it fucking takes up 1/4 of the screen horizontally until you react to it. Could there be a more terrible design decision?

You'd think the niche browsers have come up with a smarter way, but no dice. Otter Browser, for example, throws up a whole separate window



to let you choose how you want to start your session. And you can't do a thing until you deal with it.

Smaller offenders are qBittorrent, which will remind you that you are responsible for the stuff you share, or something like that. Probably any image or text editing program, which have the annoying "do you want to save before closing" message (no, if I clicked the button, I want to close - that's it! If you are so worried about people accidentally losing their work, include an autosave feature - but don't bother me with popups!).

So which programs do it right? Well, media players, PDF viewers - just because there's nothing to pop out there. NetSurf browser didn't show anything when I improperly closed it and just displayed its start page - the correct behavior - though it should also have an option somewhere to restore the tabs (that doesn't get in the way of course). The gold standard is to have the functionality without the annoyance.

No offline help

I mean, why would you assume everyone has an internet connection at all times? You know, people can take their laptop with them to a place without WiFi. Or their ISP could simply be down for a while. Or there is a power outage and they're running on battery. Or they moved and have no internet in the new house yet. Regardless of those reasons, help should still be available offline - if there is no point in connecting to the internet - maybe don't make the connection. It's easier to mention software that does not violate this principle - SpaceFM, Claws Mail and Geany are all I've found so far.

Lack of customizable keyboard shortcuts

This should be inexcusable in the modern age, and yet has eluded the vast majority of software. You might have some basic keybindings there by default (for some actions only - those the devs thought you'd need, the rest can go to hell), but you can't change them - or worse - you are not even told what they are (Firefox and Chrome are examples of the latter). Why should we be at the mercy of the devs? We should be able to control our software the way we want to. Geany has a nice "Keybindings" section in Preferences - why can't others follow? SpaceFM does it even better - you can set a shortcut for every single clickable item. This is the gold standard - but for now we could settle for Geany-style Keybindings menu.

Crammed or empty menus

File, View, Edit, Tools, Help...sound familiar? Apparently not to some "modern" programs that thought they can do better. As usual, both Chrome and Firefox are the main offenders here. Chrome's menu consists of one button which contains the settings the devs thought are the most important - while the rest goes into a separate "Settings" menu where everything is crammed together again. Firefox does even worse - the menu is a just a few big buttons.



Cutting, saving, zooming - which would traditionally be in a separate menu - are instead crammed together.

Of course, to achieve this, both of these browsers had to massively cut down the amount of available settings (see above picture) - the rest are dumped into about:config or into the abyss. For a non-browser example - GNOME 3 also apparently suffers from this issue (which has spawned the MATE desktop environment) - but I don't know much about it. What is wrong with the traditional "desktop metaphor" interface? That's what the devs should think about before coming up with their "improvements". Fortunately, the vast majority of software still has the sane UI.

Depending on extensions for basic functionality

When you install a program, you expect certain things to be there by default - but recently, many devs have been shying away from that model. Of course our "favorites" Chrome and Firefox lead the pack - with every new version, more and more stuff is removed and you're forced to traverse their admittedly massive extension stores to add it back. So much that the first thing anyone has to do after installing the browser is adding a bunch of extensions to it. Content blockers, style editors, keybinders, proxy switchers...all things that should be there by default. Is that really the direction we want to go in? Now that does not mean extensions are bad in general - but they need to extend the software, not replace it. Who does it right? SpaceFM for example - all the basics (and more!) you'd expect from a file manager are there, and anyone can submit and share a plugin with a custom command. SpaceFM hit the jackpot again - why can't others follow?

Long way to usability

You start a program and expect to be able to work right away. But not all of them allow that. In fact, for some there is quite a long path before you can use it, and it's not always obvious. Let's check out what appears when we start the GNU Image Manipulation Program:



A whole lot of nothing


Okay, let's make a new file. Great! Now to start drawing...wait, where is my paintbrush? It's hiding in the Tools section of course. Wait, I made a mistake - gotta erase it! So let's find the eraser...there it is. Now the paintbrush again...screw it, that's so inconvenient. Why can't I have all the tools displayed on the sidebar? Oh wait...Windows > New Toolbox allows just that, but why wasn't it there by default? And how could I have known it's in Windows and not Tools? It's so unintuitive. Okay, let's pencil something in and our drawing is finished. Hmm, that's quite large for a pencil...I want to reduce the size. Of course, an option to do that should have appeared the second I chose the pencil...but it's not there. Where is it hiding? In Windows > Dockable Dialogs > Tool Options. Try to guess that! Inkscape does it right - what's GIMP's excuse? I've focused on it here but this can apply to any software - even Linux distros that require installing too many additional packages to be usable. Or a media player that needs screwing around with codecs, etc.

Pretending to know what I want better than me

Recently my Linux system threw up an error about an .Xclients file, so naturally I went to DuckDuckGo to check what's up. And what do I see? Including results for .clients. Fuck off - I typed .Xclients, because that was exactly what I wanted to search for! Spellcheck is another "feature" that fits into this category - if I misspell something, that's on me - I can always check a dictionary if I'm unsure. What I don't want is an obnoxious strikethrough - or worse, an automatic modification - which, ironically, often ends up being wrong (many horror stories of forum posts having their meanings changed completely thanks to spellcheck). Maybe these things would not be so bad if they were not the defaults - but unfortunately, they usually are.

Feature creep

Let's play a game! Guess what's the main purpose of this program? It's an e-mail client! But can we really say that if it has all that other "functionality" tacked on? I suggest to call it an abomination instead. Anyway, there are several reasons why a program shouldn't try to do more than one job - it clutters the UI, increases loading time, makes bugs and security issues more likely, and just confuses and distracts the users. Efficiency is also decreased when your mail client is trying to do the job of a chat program, since it won't do it as well and you will need a proper one anyway. But perhaps more importantly, we already have a better way of doing what the abominations are doing - it's called a window manager. Yes, this is the thing which allows you to start any program you want and switch between them at will. Need to edit some text? Launch Leafpad. Type some commands? Click the xterm icon. Send an instant message? Pidgin is there for you. Putting more than one type of functionality in a program is pointlessly duplicating the job of the window manager. It's like throwing your food, clothes and electronics in the same container, instead of neatly separating them. Now, this has nothing whatsoever to do with the recent mistaken trend of "minimalism" - where you intentionally have your program do as little as possible. Having features is fine as long as they are all relevant to the task at hand - so a mail client can have all the functionality needed for mail handling - but should avoid intruding on the territory of web browsers or chat programs, like Thunderbird does. Other examples of software suffering from this issue include: systemd, SeaMonkey, FrostWire / Tixati, VLC (videos and music should be separate!), and many others.

Last updated: 05 / 11 / 2018

Click here to go to the main page